Снятие и разборка коробки передач

СНЯТИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ:

установить автомобиль на эстакаду, подъемник или смо­тровую яму для обеспечения удобного доступа к коробке передач снизу;

отсоединить от коробки рычаг переключения передач, для чего изнутри кузова поднять к рукоятке рычага наруж­ный резиновый уплотнитель пола, снять резиновый защит­ный уплотнитель с колпака горловины механизма переклю­чения передач, отвернуть колпак и вынуть рычаг из горло­вины вверх; слить масло из коробки передач;

отсоединить от коробки передач карданный вал;

отсоединить от коробки передач гибкий вал привода спидометра (или колодку с проводами от датчика скорости);

отсоединить провода выключателя света заднего хода от коробки передач;

отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления, поднять вверх рабочий цилиндр с тол­кателем, не отсоединял его от трубопровода;

снять вилку выключения сцепления;

отвернуть болты крепления к картеру коробки передач и трубам глушителя и снять соединительный кронштейн под­вески труб глушителя;

отсоединить поперечину от кронштейнов лонжеронов;

отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с под­шипником выключения сцепления.

РАЗБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ:

снять муфту с подшипником с передней крышки коробки передач;

снять поролоновые кольца с передней крышки;

отсоединить и снять заднюю опору двигателя с попере­чиной;

вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой;

вывернуть сапун;

отвернуть болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода, расположенной с левой стороны пе­реднего картера (рис.2);

Рис. 1. Коробка передач:

а — рычаг переключения передачей — продольный разрез; в — установка промежуточной шестерни заднего хода; 1 — первичный вал; 2 — крышка подшипника первичного вала; 3 — сальник; 4 — шариковый подшипник первичного вала: 5 — кольцо стопорное; 6 — роликовый подшипник вторичного вала; 7 — сапун; 8 — блокирующее кольцо; 9 — муфта включения; 10 — сухарь синхронизатора; 11 — ступица муфты включения III-IV передач; 12 — шестерня III передачи; 13 — игольчатый подшипник шестерни; 14 — кольцо стопорное полуколец; 15 — полукольцо; 16 — шестерня II передачи: 17 — стопорное кольцо; 18 — шестерня I передачи; 19 — вал вторичный; 20 — шестерня заднего хода; 21 — вилка включения V передачи и заднего хода: 22 — ступица муфты включения V передачи и заднего хода; 23 — болт крепления пластины фиксатора: 24 — пластина; 25 — пружина фиксаторов; 26 — шарик фиксаторов; 27 — пружина блокировочной втулки; 28 — втулка блокировочная; 29 — головка штока включения заднего хода; 30 — корпус рычага переключения; 31 — шестерня V передачи: 32 — шайба упорная; 33 — втулка распорная; 34 — картер коробки передач задний; 35 — сальник; 36 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 37 — игольчатый подшипник промежуточной шестерни заднего хода; 38 — промежуточная шестерня заднего хода; 39 — штифт; 40 — болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода; 41 — втулка оси промежуточной шестерни заднего хода; 42 — шариковый подшипник вторичного вала; 43 — кольцо стопорное подшипника вторичного вала; 44 — кольцо стопорное; 45 — шариковый подшипник; 46 — пробка маслосливная; 47 — блок шестерен; 48 — пробка маслоналивная; 49 — картер коробки передач передний; 50 — регулировочные прокладки; 51 — уплотнитель пола; 52 — защитный уплотнитель; 53 — колпак; 54 — нижняя часть рычага переключения; 55 — пружина; 56 — седло пружин; 57 — запорная втулка; 58 — резиновая подушка; 59 — распорная втулка; 60 — верхняя часть рычага переключения; 61 — упорный конус; 62 – рукоятка

Рис. 2. Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере.

отвернуть болты крышки подшипника первичного вала 2 (рис.1) и снять крышку;

снять прокладку между крышкой и картером коробки передач;

снять стопорное кольцо подшипника первичного вала;

отвернуть болты крепления переднего и заднего картеров;

разъединить передний и задний картеры коробки пере­дач, удерживая задний и перемещая передний картер (воздействуя на ушки крепления картера сцепления) (рис. 3).

Рис. 3. Разъединение переднего и заднего картеров.

ВНИМАНИЕ!

При разъединении картеров ни в коем случае не воздействовать на торец носка первичного вала, т.к. это приводит к повреждению синхронизатора

снять прокладку между передним и задним картерами;

вынуть из гнезда под подшипник блока шестерен в переднем картере регулировочные прокладки;

вывернуть из переднего картера маслозаливную и маслосливные пробки;

передвинуть шток включения V передачи и заднего хода в положение включения заднего хода;

вывернуть стопорные болты крепления трех вилок переключения передач;

вывернуть болты крепления и снять корпус рычага переключения передач;

снять прокладку корпуса рычага переключения передач.

Штифты в горловине корпуса рычага переключения и в левой боковой стенке без надобности вынимать не следует. Если предохранители заедают и плохо возвращаются под действием пружин, то следует выбить их заглушки и вынуть пружины и предохранители из корпуса;

вывернуть болты крепления и снять пластину фиксато­ров штоков;

снять прокладку пластины фиксаторов;

вынуть три пружины и три шарика фиксаторов штоков переключения передач;

вынуть заглушку отверстия под стопорные плунжеры с левой стороны заднего картера коробки передач;

вынуть шток включения V передачи и заднего хода с го­ловкой;

вынуть стопорный плунжер;

вывернуть стопорный болт и снять со штока включения 5-й передачи и заднего хода головку, втулку блокировоч­ную и пружину блокировочной втулки;

вынуть шток включения I и II передач с головкой;

вывернуть стопорный болт и снять со штока головку вы­ключения I и II передач;

вынуть шток включения III и IV передач со стопорным пальцем;

вынуть стопорный палец;

вынуть стопорный плунжер из заднего картера;

вынуть вилки переключения передач из пазов муфт;

отвернуть болт и снять стопор крепления штуцера ведо­мой шестерни привода спидометра;

вынуть из заднего картера штуцер и ведомую шестерню привода спидометра;

вывернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода с левой стороны заднего картера (рис.4);

Рис. 4. Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере.

через отверстие под корпус рычага переключения пере­дач (с помощью щипцов 7814-5526) развести усы стопорно­го кольца шарикового подшипника вторичного вала (при этом кольцо утопится в выточке заднего картера) и выпрессовать вторичный вал в сборе с подшипником из гнезда в заднем картере, воздействуя на задний торец вторичного вала (рис.5). При этом одновременно из заднего картера произойдет выпрессовка блока шестерен с подшипником и оси промежуточной шестерни заднего хода в сборе;

вынуть из комплекта блок шестерен, промежуточную ше­стерню с осью в сборе, вторичный и первичный валы в сборе.

Рис. 5. Демонтаж комплекта валов и шестерен из заднего картера.

Разборка первичного вала:

пометить блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

вынуть ролики из отверстия первичного вала;

снять стопорное и пружинное кольцо шарикового под­шипника первичного вала;

снять шариковый подшипник первичного вала.

Разборка блока шестерен:

спрессовать с концов проме­жуточного вала блока шестерен шариковые подшипники.

Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода:

выпрессовать пружинный штифт из оси и втулки оси;

снять с оси промежуточную шестерню с иглами подшипника.

Разборка вторичного вала:

снять стопорное и пружинное кольцо ступицы III и IV пе­редач:

снять с вторичного вала ступицу и муфту включения III и IV передач в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить торцом нос­ка вала по деревянной подкладке;

проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения III и IV передач и, если их нет, то нанести метки, чтобы при сборе установить эти детали в прежнее положение;

снять со ступицы муфту включения III и IV передач;

вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);

вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);

снять шестерню III передачи с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;

снять блокирующее кольцо с шестерни III передачи; по­местить блокирующее кольцо, чтобы при сборе установить его на прежнее место;

вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе;

пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;

снять стопорное кольцо полуколец вторичного вала;

снять два упорных полукольца;

вынуть стопорный шарик полуколец;

снять шестерню II передачи с блокирующим кольцом синхронизатора и игольчатым подшипником;

снять блокирующее кольцо и пометить его, чтобы при сборе установить на прежнее место;

вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепара­торе и пометить его, чтобы при сборке установить на преж­нее место;

снять с вторичного вала стопорное кольцо;

снять с вторичного вала, ступицу и муфту включения I и II передач в сборе с сухарями и пружинами синхрониза­тора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить его но­ском по деревянной подкладке;

проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения I и II передач и, если их нет, то нанести метки, чтобы при сборе установить эти детали в прежнее положение;

снять со ступицы муфту включения I и II передач;

вынуть сухари синхронизатора;

вынуть из ступицы пружины синхронизатора;

снять шестерню I передачи с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;

снять блокирующее кольцо с шестерни I передачи; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе; пометить подшипник, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

снять стопорное и пружинное кольцо ведущей шестерни привода спидометра;

снять с вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра; вынуть стопорный шарик ведущей шестерни привода спидометра;

снять шариковый подшипник;

снять упорную шайбу шарикового подшипника;

снять с вторичного вала шестерню V передачи с блоки­рующим кольцом синхронизатора и игольчатым подшипни­ком в пластмассовом сепараторе и распорной втулкой;

снять блокирующее кольцо с шестерни V передачи; по­метить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

вынуть игольчатый подшипник;

снять стопорное кольцо ступицы муфты включения V пе­редачи и заднего хода;

снять с вторичного вала ступицу и муфту включения V передачи и заднего хода в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально ударить торцом вторичного вала по деревянной подкладке;

проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения V передачи и заднего хода и, если их нет, то нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;

снять со ступицы муфту включения V передачи и задне­го хода;

вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);

вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);

снять шестерню заднего хода с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;

снять блокирующее кольцо с шестерни заднего хода; по­метить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;

вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепара­торе; пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место.

Разборка рычага переключения:

отвернуть рукоятку и снять уплотнитель пола кузова;

выдернуть шилом пластмассовую запорную втулку и вы­нуть нижнюю часть рычага переключения передач из верхней;

снять резиновые и пластмассовые детали антивибрационного устройства;

снять уплотнитель колпака, колпак, седло пружины и пружину.

Полезная информация

Приглашаем к сотрудничеству

Если Вы (или Ваша фирма) располагаете парком транспортных средств, и у Вас нет возможности постоянно производить Техническое Обслуживание и ремонт автомобилей, наш АВТОЦЕНТР предлагает Вам заключить долгосрочный договор на обслуживание Вашего автопарка на взаимовыгодных условиях.
Форма оплаты как наличный, так и безналичный расчет. Качество ремонта ГАРАНТИРУЕТСЯ!

Наши партнеры:
Компания Олест - изготовление информационных табличек, штендеров. Работают профессионалы, 100% качество, приятные цены.