Снятие и разборка коробки передач
СНЯТИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ:
установить автомобиль на эстакаду, подъемник или смотровую яму для обеспечения удобного доступа к коробке передач снизу;
отсоединить от коробки рычаг переключения передач, для чего изнутри кузова поднять к рукоятке рычага наружный резиновый уплотнитель пола, снять резиновый защитный уплотнитель с колпака горловины механизма переключения передач, отвернуть колпак и вынуть рычаг из горловины вверх; слить масло из коробки передач;
отсоединить от коробки передач карданный вал;
отсоединить от коробки передач гибкий вал привода спидометра (или колодку с проводами от датчика скорости);
отсоединить провода выключателя света заднего хода от коробки передач;
отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления, поднять вверх рабочий цилиндр с толкателем, не отсоединял его от трубопровода;
снять вилку выключения сцепления;
отвернуть болты крепления к картеру коробки передач и трубам глушителя и снять соединительный кронштейн подвески труб глушителя;
отсоединить поперечину от кронштейнов лонжеронов;
отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с подшипником выключения сцепления.
РАЗБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ:
снять муфту с подшипником с передней крышки коробки передач;
снять поролоновые кольца с передней крышки;
отсоединить и снять заднюю опору двигателя с поперечиной;
вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой;
вывернуть сапун;
отвернуть болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода, расположенной с левой стороны переднего картера (рис.2);
Рис. 1. Коробка передач:
а — рычаг переключения передачей — продольный разрез; в — установка промежуточной шестерни заднего хода; 1 — первичный вал; 2 — крышка подшипника первичного вала; 3 — сальник; 4 — шариковый подшипник первичного вала: 5 — кольцо стопорное; 6 — роликовый подшипник вторичного вала; 7 — сапун; 8 — блокирующее кольцо; 9 — муфта включения; 10 — сухарь синхронизатора; 11 — ступица муфты включения III-IV передач; 12 — шестерня III передачи; 13 — игольчатый подшипник шестерни; 14 — кольцо стопорное полуколец; 15 — полукольцо; 16 — шестерня II передачи: 17 — стопорное кольцо; 18 — шестерня I передачи; 19 — вал вторичный; 20 — шестерня заднего хода; 21 — вилка включения V передачи и заднего хода: 22 — ступица муфты включения V передачи и заднего хода; 23 — болт крепления пластины фиксатора: 24 — пластина; 25 — пружина фиксаторов; 26 — шарик фиксаторов; 27 — пружина блокировочной втулки; 28 — втулка блокировочная; 29 — головка штока включения заднего хода; 30 — корпус рычага переключения; 31 — шестерня V передачи: 32 — шайба упорная; 33 — втулка распорная; 34 — картер коробки передач задний; 35 — сальник; 36 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 37 — игольчатый подшипник промежуточной шестерни заднего хода; 38 — промежуточная шестерня заднего хода; 39 — штифт; 40 — болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода; 41 — втулка оси промежуточной шестерни заднего хода; 42 — шариковый подшипник вторичного вала; 43 — кольцо стопорное подшипника вторичного вала; 44 — кольцо стопорное; 45 — шариковый подшипник; 46 — пробка маслосливная; 47 — блок шестерен; 48 — пробка маслоналивная; 49 — картер коробки передач передний; 50 — регулировочные прокладки; 51 — уплотнитель пола; 52 — защитный уплотнитель; 53 — колпак; 54 — нижняя часть рычага переключения; 55 — пружина; 56 — седло пружин; 57 — запорная втулка; 58 — резиновая подушка; 59 — распорная втулка; 60 — верхняя часть рычага переключения; 61 — упорный конус; 62 – рукоятка
Рис. 2. Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере.
отвернуть болты крышки подшипника первичного вала 2 (рис.1) и снять крышку;
снять прокладку между крышкой и картером коробки передач;
снять стопорное кольцо подшипника первичного вала;
отвернуть болты крепления переднего и заднего картеров;
разъединить передний и задний картеры коробки передач, удерживая задний и перемещая передний картер (воздействуя на ушки крепления картера сцепления) (рис. 3).
Рис. 3. Разъединение переднего и заднего картеров.
ВНИМАНИЕ!
При разъединении картеров ни в коем случае не воздействовать на торец носка первичного вала, т.к. это приводит к повреждению синхронизатора
снять прокладку между передним и задним картерами;
вынуть из гнезда под подшипник блока шестерен в переднем картере регулировочные прокладки;
вывернуть из переднего картера маслозаливную и маслосливные пробки;
передвинуть шток включения V передачи и заднего хода в положение включения заднего хода;
вывернуть стопорные болты крепления трех вилок переключения передач;
вывернуть болты крепления и снять корпус рычага переключения передач;
снять прокладку корпуса рычага переключения передач.
Штифты в горловине корпуса рычага переключения и в левой боковой стенке без надобности вынимать не следует. Если предохранители заедают и плохо возвращаются под действием пружин, то следует выбить их заглушки и вынуть пружины и предохранители из корпуса;
вывернуть болты крепления и снять пластину фиксаторов штоков;
снять прокладку пластины фиксаторов;
вынуть три пружины и три шарика фиксаторов штоков переключения передач;
вынуть заглушку отверстия под стопорные плунжеры с левой стороны заднего картера коробки передач;
вынуть шток включения V передачи и заднего хода с головкой;
вынуть стопорный плунжер;
вывернуть стопорный болт и снять со штока включения 5-й передачи и заднего хода головку, втулку блокировочную и пружину блокировочной втулки;
вынуть шток включения I и II передач с головкой;
вывернуть стопорный болт и снять со штока головку выключения I и II передач;
вынуть шток включения III и IV передач со стопорным пальцем;
вынуть стопорный палец;
вынуть стопорный плунжер из заднего картера;
вынуть вилки переключения передач из пазов муфт;
отвернуть болт и снять стопор крепления штуцера ведомой шестерни привода спидометра;
вынуть из заднего картера штуцер и ведомую шестерню привода спидометра;
вывернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода с левой стороны заднего картера (рис.4);
Рис. 4. Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере.
через отверстие под корпус рычага переключения передач (с помощью щипцов 7814-5526) развести усы стопорного кольца шарикового подшипника вторичного вала (при этом кольцо утопится в выточке заднего картера) и выпрессовать вторичный вал в сборе с подшипником из гнезда в заднем картере, воздействуя на задний торец вторичного вала (рис.5). При этом одновременно из заднего картера произойдет выпрессовка блока шестерен с подшипником и оси промежуточной шестерни заднего хода в сборе;
вынуть из комплекта блок шестерен, промежуточную шестерню с осью в сборе, вторичный и первичный валы в сборе.
Рис. 5. Демонтаж комплекта валов и шестерен из заднего картера.
Разборка первичного вала:
пометить блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
вынуть ролики из отверстия первичного вала;
снять стопорное и пружинное кольцо шарикового подшипника первичного вала;
снять шариковый подшипник первичного вала.
Разборка блока шестерен:
спрессовать с концов промежуточного вала блока шестерен шариковые подшипники.
Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода:
выпрессовать пружинный штифт из оси и втулки оси;
снять с оси промежуточную шестерню с иглами подшипника.
Разборка вторичного вала:
снять стопорное и пружинное кольцо ступицы III и IV передач:
снять с вторичного вала ступицу и муфту включения III и IV передач в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить торцом носка вала по деревянной подкладке;
проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения III и IV передач и, если их нет, то нанести метки, чтобы при сборе установить эти детали в прежнее положение;
снять со ступицы муфту включения III и IV передач;
вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);
вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);
снять шестерню III передачи с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;
снять блокирующее кольцо с шестерни III передачи; поместить блокирующее кольцо, чтобы при сборе установить его на прежнее место;
вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе;
пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;
снять стопорное кольцо полуколец вторичного вала;
снять два упорных полукольца;
вынуть стопорный шарик полуколец;
снять шестерню II передачи с блокирующим кольцом синхронизатора и игольчатым подшипником;
снять блокирующее кольцо и пометить его, чтобы при сборе установить на прежнее место;
вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе и пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место;
снять с вторичного вала стопорное кольцо;
снять с вторичного вала, ступицу и муфту включения I и II передач в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить его носком по деревянной подкладке;
проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения I и II передач и, если их нет, то нанести метки, чтобы при сборе установить эти детали в прежнее положение;
снять со ступицы муфту включения I и II передач;
вынуть сухари синхронизатора;
вынуть из ступицы пружины синхронизатора;
снять шестерню I передачи с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;
снять блокирующее кольцо с шестерни I передачи; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе; пометить подшипник, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
снять стопорное и пружинное кольцо ведущей шестерни привода спидометра;
снять с вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра; вынуть стопорный шарик ведущей шестерни привода спидометра;
снять шариковый подшипник;
снять упорную шайбу шарикового подшипника;
снять с вторичного вала шестерню V передачи с блокирующим кольцом синхронизатора и игольчатым подшипником в пластмассовом сепараторе и распорной втулкой;
снять блокирующее кольцо с шестерни V передачи; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
вынуть игольчатый подшипник;
снять стопорное кольцо ступицы муфты включения V передачи и заднего хода;
снять с вторичного вала ступицу и муфту включения V передачи и заднего хода в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально ударить торцом вторичного вала по деревянной подкладке;
проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения V передачи и заднего хода и, если их нет, то нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение;
снять со ступицы муфту включения V передачи и заднего хода;
вынуть сухари синхронизатора (3 шт.);
вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.);
снять шестерню заднего хода с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником;
снять блокирующее кольцо с шестерни заднего хода; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место;
вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе; пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место.
Разборка рычага переключения:
отвернуть рукоятку и снять уплотнитель пола кузова;
выдернуть шилом пластмассовую запорную втулку и вынуть нижнюю часть рычага переключения передач из верхней;
снять резиновые и пластмассовые детали антивибрационного устройства;
снять уплотнитель колпака, колпак, седло пружины и пружину.